О С Н О В А Н   В   1 8 7 8   Г О Д У      П Е Р В Ы Й   В   С И Б И Р И
Поиск : : Карта сайта
• Главная » ОБРАЗОВАНИЕ » ФАКУЛЬТЕТЫ И УЧЕБНЫЕ ИНСТИТУТЫ » БИОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства

Директор - Кулижский Сергей Павлинович, доктор биологических наук, профессор

им. П.Н. Крылова
Гуреева
Ирина Ивановна
529-7941-224

Научная деятельность биологов в Томском Университете началась в 1885 г., за три года до его официального открытия, когда в Томск из Казанского университета приехал ботаник П.Н. Крылов. Сразу же по приезде этот энергичный человек приступил к созданию Ботанического сада и Гербария, проделав при этом исключительно большую организационную работу.

Открывшийся в 1888 году Томский университет первоначально имел только один медицинский факультет, на котором были созданы две биологические кафедры – ботаники, а также зоологии и сравнительной анатомии. В значительной мере биологическую направленность имели и две медицинские кафедры – нормальной физиологии и гистологии с эмбриологией. Таким образом, биология в Томском университете в первый период своей истории (1888-1917) развивалась главным образом на этих четырех кафедрах. У ее истоков стояли крупные ученые: гистологи - А.С. Догель, А.Е. Смирнов и С.Г. Часовников; анатом - К.Н. Виноградов; физиологи - В.Н. Великий, А.А. Кулябко; ботаники - С.И. Коржинский, В.В. Сапожников, П.Н. Крылов, зоологи - Н.Ф. Кащенко, Г.Э. Иоганзен, М.Д. Рузский. Они оставили неизгладимый след в истории Томского университета, как основоположники ряда направлений биологических исследований и создатели самобытной сибирской биологической школы.

Второй период развития биологии начинается с открытия в 1917 г. физико-математического факультета, на котором было организовано биологическое отделение, где вскоре происходят некоторые преобразования и открытие новых биологических кафедр.
В 1933 году университет вновь перешел на факультетскую систему и приказом от 16 мая среди прочих был открыт Биологический факультет. Поэтому именно этот год можно считать годом рождения Биологического факультета, с него и начинается третий этап развития биологии в Томском университете. В 1948 году в состав Биологического факультета была введена кафедра почвоведения, и с этого времени факультет назывался Биолого-почвенным.
В 2007 г. для повышения качества выпускаемых специалистов и уровня научных исследований на основе решений ученых советов факультетов (биолого-почвенного факультета и международного факультета сельского хозяйства) путем объединения был создан Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт).

В состав входят:

• Кафедра ботаники (зав. проф. А.С. Ревушкин). Эта старейшая на факультете кафедра была открыта в 1888 г. Основные научные направления: флористика, систематика, ботаническая география, геоботаника, экология растений и растительных сообществ, бриология, болотоведение, ботаническое ресурсоведение, охрана растительного покрова.
    Зоологическое направление берет свои истоки с открытой в 1889 г. кафедры Зоологии и сравнительной анатомии, явившейся прародительницей трех современных зоологических кафедр: кафедры Зоологии беспозвоночных, кафедры Зоологии позвоночных и экологии и кафедры Ихтиологии и гидробиологии. Названные зоологические кафедры выделились и стали самостоятельными в период с 1929 по 1931 годы.
  • Кафедра зоологии беспозвоночных (зав. д.б.н. В.Н. Романенко). . Основные научные направления: фауна, экология, систематика, география беспозвоночных животных.
  • Кафедра зоологии позвоночных и экологии (зав. проф. Н.С. Москвитина). Открытая в 1931 году как кафедра зоологии позвоночных она в 1994 году переименовывается в кафедру зоологии позвоночных и экологии. Основные научные направления: фауна и экология наземных позвоночных, биоиндикация и экологический мониторинг.
  • Кафедра ихтиологии и гидробиологии (зав. д.б.н. В.И. Романов). Основные научные направления: фауна, систематика и экология гидробионтов Западной и Средней Сибири, степень воздействия на них техногенных факторов.
  • Кафедра физиологии человека и животных (зав. проф. Ю.В. Бушов). Открывалась дважды, сначала как кафедра нормальной физиологии (1889) в составе медицинского факультета, затем в 1938 г. она открывается уже на биологическом факультете под своим современным названием. Научное направление кафедры: изучение механизмов адаптации организма человека и животных к факторам среды и к стрессирующим воздействиям.
  • Кафедра физиологии и биотехнологии растений (зав. проф. Р.А. Карначук). Созданная впервые в 1924 г. как кафедра анатомии и физиологии растений она была расформирована в 70-ые годы и повторно открыта в 1991 году. Основные научные направления: фоторегуляция роста, фотосинтеза и фотоморфогенеза растений, механизмы фотоинпуцированной устойчивости к вирусам растений, биотехнология растений и микроорганизмов.
  • Кафедра почвоведения и экологии почв (зав. док. биол.наук, проф. С.П. Кулижский). Открыта в 1930 году в составе геолого-почвенно-географического факультета, а в 1948 г. присоединена к биологическому факультету. Основные научные направления: генезис, география, эволюция и экология почв Сибири.
  • Кафедра цитологии и генетики (зав. проф. В.Н. Стегний). Открытая в 1931 году как кафедра селекции, цитологии и генетики растений она закрывается во времена «лысенковщины» и восстанавливается в 1964 году. Основные научные направления: цитогенетика, молекулярная генетика, микробиология.
  • Кафедра лесоведения и зеленого строительства (зав. проф. А.М. Данченко), самая молодая на факультете. Открыта в 1993 году как кафедра лесоведения и лесоводства. Основные научные направления: оптимизация лесовосстановления, генетико-селекционные основы семеноводства основных лесообразующих пород. В 2003 году кафедре лесоведения исполняется 10 лет.
  • Кафедра защиты растений (зав. проф. А.С. Бабенко). Она была организована в июле 1995 г. Выпускники кафедры получают квалификацию ученого - агронома по специальности – «Защита растений».
  • Кафедра экономики и агробизнеса (зав., доц. Н.С.Дешковская). Открыта в 1995 г. Сферой профессиональных интересов выпускников являются: предприятия отраслей народного хозяйства различных организационно-правовых форм, их структурные производственные и функциональные подразделения, образовательные, учреждения, муниципальные управленческие структуры.
  • Кафедра экологического менеджмента (зав., проф. А.М. Адам). Дата основания – 29 ноября 1995 года. Кафедра создана на базе ТГУ и Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области, Именно эта интеграция фундаментального университетского образования с практической деятельностью природоохранной структуры – залог хорошей подготовки специалистов – экологов, способных рационально управлять природными ресурсами, сохранением окружающей среды и экологической безопасности.
  • Кафедра сельскохозяйственной биотехнологии (зав., доц. С.Ю. Семенов). Основателем и первым заведующим кафедры в 1995 г был доктор биологических наук, профессор Евдокимов Евгений Васильевич. Сфера интересов кафедры включает математическое моделирование биологических процессов, клеточную кинетику, культивирование микроорганизмов, аппаратные и программные средства биотехнологического производства, микробиологию, сельскохозяйственную и экологическую биотехнологию.
  • Кафедра агрономии (зав., проф. Т.П. Астафурова). Самая молодая в структуре БИ, т.к. была организована в 2004 г. на базе профильных подразделений ТГУ: Института биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства, лабораторий НИИ биологии и биофизики и Сибирского ботанического сада ТГУ. Направления научных исследований – основы современных систем земледелия и методы их проектирования, принципы организации, планирования и управления производством и реализацией продукции растениеводства.
  • Гербарий им. П.Н.Крылова (зав. проф. И.И. Гуреева). Основан в 1885 году. Научные направления: систематика сосудистых растений, флористика, ботаническая география, ботаническое ресурсоведение.
  • Зоологический музей (зав. С.С. Москвитин). Основан в 1887 году. Научные направления: изучение экологии и миграции птиц, изучение фауны. Музей имеет иллюстрации к 16 учебным курсам.
  • Научно-исследовательская лаборатория биологии и почвоведения (НИН). Открыта в 1993 году. Основные научные направления связаны с изучением растительности, почв, почвенно-растительного покрова, энтомофауны равнинной и горной частей Западной Сибири и Монголии.
  • Научно-исследовательская лаборатория биоиндикации и экологического мониторинга(НИЛБ и ЭМ). Открыта в 1994 году. Основное направление исследований - изучение устойчивости экосистем, разработка принципов регионального экологического мониторинга. Выполнена серия работ по грантам РФФИ, Головного совета «Охрана окружающей среды», «Университеты России».
  • Научно-образовательный центр «Природопользования и охраны окружающей среды». Открыт в 2008 году и основной целью деятельности НОЦа является создание интегрированной системы научно-образовательной и предпринимательской деятельности в области исследований биологии, экологии и рационального природопользования.

На факультете ведется подготовка по:

Направлениям:
Биология. Почвоведение. Экология и природопользование, Агрономия
за 4 года обучения дается высшее профессиональное образование и выпускникам присваивается квалификация (степень) "бакалавр"
за 6 лет обучения выпускникам присваивается квалификация (степень) "магистр"

Специальностям:
«биология» (510600), «почвоведение» (510700), «биология» (011600), «почвоведение» (013000), «лесное и лесопарковое хозяйство» (260400), «садово-парковое и ландшафтное строительство» (260500) и «экология» (013100) «агрономия» (660200),»защита растений», «экономика и управление на предприятии АПК».
за 5 лет обучения (на заочном отделении 6 лет - «лесное и лесопарковое хозяйство» (260400), «садово-парковое и ландшафтное строительство» (260500)) дается высшее профессиональное образование и выпускникам присваивается квалификация "дипломированный специалист"

дополнительным квалификациям:
на основе полученного или получаемого высшего образования при успешном освоении программы за 1,5 года, присваивается дополнительная к основной квалификация с выдачей диплома "Эксперт в области экологической безопасности" или "Эколог (в области профессиональной деятельности)"

Кадровый состав:
Кадровый состав:138 преподавателя, из них: действительных членов различных академий – 6, членов-корреспондентов – 3, профессоров, д.б.н. - 37, доцентов, к.б.н. – 68, ст. преподавателей, к.б.н. - 2, ст. преподавателей - 12, ассистентов - 10.

Информация об ответственном