ИСТОКИ, ТРАДИЦИИ И ИТОГИ

Доклад ректора ТГУ Г.В.Майера на торжественном собрании общественности Томской области и города Томска

Отразить феномен университета, оценить его вклад в мировую и отечественную науку, отразить суть классического образования, сформулировать принципы и подходы к развитию классического университетского образования на современном этапе, дать полное представление об университете сегодняшнем в коротком докладе невозможно.

Поэтому мой доклад будет представлять очень краткий исторический экскурс с обращением к истокам создания и развития классического университетского образования в России, миссии современного классического университета и некоторым итогам 125-летней деятельности Томского университета.

Замысел создания университета в азиатской части Российской империи возник в начале XIX века: в январе 1803 г. недавно образованное (в 1802 г.) Министерство народного просвещения пришло к выводу о необходимости создания новых российских университетов, в т.ч. Сибирского университета. Исключительную роль в продвижении идеи Сибирского университета сыграли передовые представители сибирской интеллигенции и сибирские промышленники: Н.М.Ядринцев, Г.Н.Потанин, З.М.Цибульский, Г.А.Строганов, А.М.Сибиряков.

Наконец в 1875 г. Министр народного просвещения граф Д.Толстой получил указание Александра II готовить проект Императорского Сибирского университета и попросил заняться этим члена Учёного комитета Министерства, известного профессора Медико-хирургической академии в Санкт-Петербурге и Казанского университета В.М.Флоринского, который, кстати в этом же году в течение 2,5 месяцев посетил все 8 уже существующих российских университетов и подготовил отчет отдельной книгой в 300 страниц, где был обобщён мировой и российский опыт классического университетского образования. В.М.Флоринский привлёк в свою Особую комиссию профессора Санкт-Петербургского университета Д.И.Менделеева, академика архитектуры А.К.Бруни и директора департамента Министерства народного просвещения М.Е.Брадке. В частности, Д.И. Менделеев подготовил проект Устава Сибирского университета, разработал план размещения и оснащения естественно-научных кабинетов и лабораторий.

Вопрос о создании университета буквально взбудоражил Сибирское общество. Вот что писал генерал полковник Г.Е.Катанаев, Атаман Сибирского казачества: "Кажется, ни один из Сибирских вопросов не интересовал так местное общество, как университетский; ни одному местному вопросу сибиряки не уделяли в литературе столько лести, как этому. Даже пресловутая железная дорога, столь интересовавшая всё русское общество, не привлекла к себе в Сибири такого всеобщего внимания, как университет. Сибирское общество, обыкновенно сонное и апатичное к решению общественных вопросов, здесь вдруг проснулось и заговорило; с разных сторон полетели адреса и телеграммы; встрепенулись местные городские думы; заговорили все, кто только имеет хотя какой-либо голос. Явление чрезвычайное для Сибири и поистине грандиозное. Явление, наглядно показывающее, насколько, в самом деле, в Сибири осознана необходимость этого учреждения и насколько безосновательны доводы за его преждевременность."

Наконец, свершилось: 28 (16) мая 1878 г. Император Александр II утвердил Высочайшим повелением решение Государственного Совета Российской империи об учреждении Императорского Сибирского университета в г. Томске, в составе четырёх факультетов: физико-математического, медицинского, юридического и историко-филологического. Это был девятый по счёту университет России и первый на огромной территории, простирающейся от Урала до Тихого океана.

Вот выдержки из некоторых документов, характеризующие воодушевление, с которым граждане и организации России встретили открытие (1888 г.) Томского университета.

Я не привожу выдержек из поздравлений всех высочайших особ, ректоров всех российских университетов, а остановлюсь только на двух.

От Казанского университета: "Императорский Казанский университет шлёт первому сибирскому университету искреннейшие пожелание, чтобы он процветал, возрастал и крепнул,..., всегда высоко держал знамя науки, всегда был светочем истины.

С такими пожеланиями Казанский университет передаёт университету Томскому ту просветительную миссию, которую по силе возможности он сам исполнял доселе в обширном восточном крае. И.о. ректора Щербаков."

Уместно отметить, что в 70-е годы, в пору создания новых сибирских, южно-азиатских и казахстанских университетов, Томский университет с честью выполнил свой долг по подготовке кадров: скажем в период 1971-1979 г.г. аспирантура ТГУ выпустила 1048 человек, из них 830 человек было направлено в вузы Западной и Восточной Сибири и Средней Азии. В это же время Томский университет из своего состава направил во вновь организованные сибирские университеты (Алтайский, Кемеровский, Омский, Тюменский и другие) около 20 докторов и 80 кандидатов наук, не учитывая аспирантов, закончивших срок подготовки.

А вот очень трогательное приветствие: "Горожане Зайсанского поста поздравляют Ваше превосходительство с днём открытия сибирского университета с пожеланиями полнейшего процветания этому разсаднику наук. В ознаменование столь важного для Сибири события население Зайсанского поста, состоящее из христиан и мусульман, пожертвовало на библиотеку университета 50 рублей. Подполковник Мельников."

Активное участие в развитии материально-технической базы университета приняли промышленники Сибири, надеявшиеся на отдачу вложенных средств в результате научных исследований природных богатств Сибири. Особая роль в истории Томского университета принадлежит меценатам: А.М.Сибирякову, вложившему в Сибирский университет несколько сот тысяч рублей (на оборудование, стипендии, покупку библиотек), наследникам графа Г.А. Строганова, передавшим в дар университету родовую библиотеку с совершенно уникальными изданиями, и многим многим другим жертвователям и дарителям, бескорыстно передавшим молодому сибирскому университету денежные средства, уникальные библиотеки и экспонаты.

С позиций сегодняшнего дня очень трудно понять мотивы их поступков, для меня это представляет большую и какую-то загадочную тайну.

Что побудило совершенно молодого человека А.М.Сибирякова, сына богатого иркутского золотопромышленника, в возрасте 29 лет, по получении наследства от отца, стать крупнейшим и, подчеркну, бескорыстным жертвователем в пользу Томского университета?

Всё это позволило создать хорошую материальную базу. Кстати, в дальнейшем у университета постоянно был свой капитал (1,5 млн. рублей в 1913 г.), проценты с которого шли на университетские нужды.

Какие же принципы деятельности университета были заложены отцами-основателями?

Надо сказать, что российской высшей школе XIX века была очень близка модель Гумбольдта, согласно которой университет – это элитарное высшее учебное заведение, в котором обучение и научные исследования находятся в неразрывном единстве, и главный акцент делается на подготовку и воспитание творческой личности, способной к саморазвитию. Отсюда следует, что основой классического университета являются наука и научно-педагогические школы, при этом в науке преобладает доля именно фундаментальных научных исследований, а в учебном процессе предполагается сочетание естественнонаучных и гуманитарных дисциплин и фундаментальность образования. При этом становление и развитие научных школ порождает особую духовную и творческую атмосферу, которая во многом обуславливает устойчивость и преемственность научных школ. К моменту открытия Сибирский университет имел всю инфраструктуру классического университета, но волею судеб сначала был открыт в составе медицинского факультета, к которому вскоре (1898 г.) присоединился и юридический.

Характеризуя закладываемые принципы деятельности, я хотел бы опереться на документы того времени. Из речи главного устроителя Томского университета и попечителя Западносибирского учебного округа В.М.Флоринского, произнесённой при открытии университета (22 августа 1888 г.):

«… Мы желали бы, чтобы ученые деятели нашего университета, одушевленные любовью к родине, с одинаковым рвением служили и учебным и научным целям, чтобы они в своих научных занятиях проявили больше научной самостоятельности, создали бы собственную школу. Только при совмещении учебной и ученой деятельности наш университет станет на высоту своего признания и, независимо от прямых утилитарных целей, принесет зрелые плоды высшего просвещения».

Из письма В.М.Флоринского Министру народного просвещения графу И.Делянову:

«... Весьма желательная и в научном, и в экономическом отношении академическая функция профессоров по разряду естественных наук легко совместима в Сибирском университете с учебной деятельностью».

Ещё одна выдержка из воспоминаний В.М.Флоринского: «В науке важны не столько отрывочные факты, добытые кропотливым механическим трудом, каково большинство нынешних учёных работ, сколько обобщающие идеи, обыкновенно доступные только людям с широким общим (университетским) образованием».

Всё это написано 125 лет тому назад. Вероятно дальше рассуждать о принципах деятельности, заложенных для Сибирского университета, не имеет смысла: всё предельно ясно.

Наверное, Томскому университету очень повезло, что он был открыт в конце XIX века и смог вобрать в себя всё лучшее, что к этому времени наработала высшая школа России, и, в общем-то, щедро с ним поделилась.

Лучшее как в смысле принципов, так и их носителей – профессоров и молодых приват-доцентов российских университетов.

Первыми в Томский университет прибыли ординарный профессор физики Н.А.Гезехус из Санкт-Петербургского университета, экстраординарный профессор химии С.И.Залесский из Дерптского (Тартусского) университета, экстраординарный профессор зоологии Н.Ф.Кащенко из Харьковского университета, экстраординарные профессора Казанского университета: анатом Н.М.Малиев, эмбриолог А.С.Догель, ботаник С.И.Коржинский, геолог А.М.Зайцев. Первые профессора Томского университета были молоды, самому старшему А.Н.Гезехусу – 43 года (он был и назначен первым ректором университета), самому младшему С.И.Коржинскому – 27 лет.

Что влекло их в далёкую и малоцивилизованную Сибирь? Конечно определённую роль играли такие факторы, как возможность более быстрого продвижения по службе, льготы и надбавки, большая самостоятельность, но и не только это. Из письма С.И.Коржинского:

«... Нам придётся здесь быть Kultur tragerami, и если наша деятельность станет плодотворной, то не доставит ли это высшее наслаждение в жизни – сознание плодотворности и полезности этой жизни». Практически каждый из первых профессоров Томского университета обогатил мировую и российскую науку, стал основоположником научной школы, сделал задел для своей области знаний. С.И.Коржинский, впоследствии академик и главный ботаник Императорского Ботанического сада в Санкт-Петербурге, создал мутационную теорию эволюции, что принесло ему мировую известность. Профессор Н.А.Гезехус создал кафедру физики со странным на первый взгляд названием: кафедра общей физики с физической географией и метеорологией. А сегодня в Томске именно по подобной тематике работают, помимо университетских подразделений, Институт оптики атмосферы и Институт оптического мониторинга, которые созданы на базе научных школ, зародившихся в Томском университете.

Трудные годы пришлось пережить университету в бурное время революций и гражданской войны, но он и получил значительное развитие. В 1917 г. решением Временного правительства открываются физико-математический и историко-филологический факультеты. Кстати, именно этот вклад в развитие университета послужил основанием для представления Томской городской думой тогдашнего Министра народного просвещения графа П.Игнатьева к званию «Почетный гражданин города Томска». В 1918 г. в Томск эвакуируется Колчаком Казанский, а в 1919 г. – Пермский университеты, профессора которых включаются в научную и учебную деятельность.

В первые годы Советской власти был принят курс на ускорение практической отдачи высшего образования, что требовало перестройки многопрофильных университетов в узкопрофильные вузы и сильного сокращения теоретической подготовки. Практически сама целесообразность университетского образования была поставлена под сомнение. Университет залихорадило, началась чехарда преобразований. Факультеты закрываются и перепрофилируются, директивно меняются правила приема и технологии обучения. Еще дореволюционная профессура всячески сопротивляется новациям и не желает снижать уровень и качество подготовки. Примечательно, что у ведущих профессоров университета в это время появляется созвездие талантливых учеников, с воодушевлением включающихся в научную деятельность. Создается ощущение, что неприятие новых форм образовательного процесса, вроде бригадно-лабораторного метода, стимулировало сдвиг интересов профессуры в сторону науки и воспитания своих последователей.

Однако постепенно уже приходит понимание того, что создание и развитие широкой сети профильных вузов и втузов требует преподавателей с фундаментальными знаниями. Таким образом, высшая школа оказалась в прямой зависимости от состояния именно университетского образования. В конце 1930 г. вопросы перестройки высшего образования широко обсуждались, и в 1931 г. Наркомпрос официально признал специфические задачи университетов, заключающиеся в подготовке преподавателей высшей школы и научных работников.

Новый устав университетов рассматривал их как научно-учебные заведения, а главнейшей основой университетского образования стала считаться подготовка специалистов на широкой научно-исследовательской базе.

Университет оказался полностью готов к такому повороту событий, его научный потенциал был не только сохранен, но и существенно вырос.

Очень неоднозначны в истории университета, как и в истории страны, 30-е годы.

С одной стороны – это время устойчивого развития. В 1928 г. создается Сибирский физико-технический институт – первый крупнейший центр физических исследований в Сибири, в 1932 г. – НИИ математики и механики, в 1935 г. – Биологический институт, в 1933 г. – Научно-исследовательский сектор (НИС ТГУ), титул научного учреждения получают Научная библиотека и Ботанический сад.

С открытием университетских НИИ подготовка специалистов высшей квалификации на основе интеграции учебного процесса и научных исследований приобрела черты четко выраженной системы, предвосхитившей широко известную с 50-х годов систему МФТИ «вуз – НИИ». Например, в СФТИ участвовали в серьезных научных исследованиях все студенты-дипломники, результаты которых часто публиковались в научных журналах. Так, по предложению академика С.И.Вавилова в 1934 г. ведущий научный журнал «Доклады Академии Наук» поместил сообщение студента-физика ТГУ А.Красина, того самого А.К.Красина, который впоследствии стал создателем первых советских атомных станций, академиком, Лауреатом Ленинской премии. И таких примеров можно привести множество.

В 1926 г. в университете была открыта аспирантура численностью 7 человек; кстати, из числа первых аспирантов вышли академик АН СССР геолог Ю.А.Кузнецов, будущий ректор Казанского университета Гильм Камай, будущий ректор Новосибирского медицинского института Г.Д.Залесский.

Невозможно даже просто упомянуть все научные школы, ибо к 1941 году в Томском университете успело поработать более 300 профессоров.

В истории университета этих лет были и очень тяжелые моменты, и его не обошла стороной вакханалия массовых репрессий.

Ретроспективный взгляд на этот период в жизни университета, с учетом наших сегодняшних знаний о прошлом страны, заставляет не столь удивляться названным фактам и процессам, а тому, что даже в эти годы в университете господствовала атмосфера творчества и подвижничества, которая и позволила, как говорилось в Приказе Наркомпроса от 27 марта 1940 г. за годы первых пятилеток Томскому университету «стать крупнейшим учебным и научно-исследовательским учреждением страны, ее важным общественно-политическим центром».

Суровые годы Великой Отечественной войны университет прожил достойно, хотя нормальных условий для работы практически не было.

Из 30 тыс. м2 производственных помещений 27 тыс. м2 было отдано под военные производства. Многие сотрудники и студенты ушли в действующую армию (и остались навечно на полях сражений). Помещения не отапливались и часто отсутствовала электроэнергия. Постоянно отапливались оранжереи Ботанического сада и, с перебоями, Научная библиотека, где хранилось национальное достояние: рукописное наследие А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, А.М.Горького, экспонаты музея Л.Н.Толстого в Ясной Поляне.

Ученые Томского университета В.Д.Кузнецов и Б.П.Токин создали первый в стране Комитет ученых для мобилизации всех научных сил для выполнения задач военного времени.

Необходимо отметить, что в период Великой Отечественной войны в Томске с населением немногим более 100 тыс. человек оказалось около 1000 профессоров и доцентов из Москвы, Ленинграда, Киева, Харькова и других университетских центров. Конечно же, они многое оставили в Томске и многое от него взяли. Как отметила в своем выступлении в 1945 г. проректор по научной работе профессор В.М.Кудрявцева, «можно с полным основанием сказать, что нет ни одного профессора в Томском университете, который не внес бы своих творческих идей в дело разгрома фашизма». Очень сильная дореволюционная и довоенная тенденция обмена университетов профессорами сохранялась в определенной мере и в первые послевоенные годы, а затем из Томска уже только уезжали в новые сибирские университеты, а сейчас, увы, за границу.

То есть, в сравнительно недалеком прошлом российской высшей школы мы реально имели открытое научно-образовательное пространство, о необходимости которого так много говорится сейчас.

Послевоенные годы ознаменовались появлением научных школ. Просто поразительно, что многие из них были созданы фронтовиками (надолго оторванными от мирной жизни и от какой-либо научной или образовательной деятельности), не только воспринявшими традиции и принципы университета, но и придавшими им большую нравственную силу победителей.

70-е годы характеризуются поступательным развитием университета, что обусловлено, в том числе, реализуемой в Томске программой развития вузовского и академического секторов науки.

В 1968 г. восстанавливаются НИИ ПММ и НИИ ББ, которые возглавили крупные организаторы науки А.Д.Колмаков и В.А.Пегель.

Все НИИ ТГУ ведут исключительно важные фундаментальные и прикладные исследования в интересах оборонного и аэрокосмического комплекса, а соответствующие факультеты – подготовку первоклассных специалистов для этих отраслей. Выполнение курсовых и дипломных работ в научных подразделениях ТГУ становится обязательным для тысяч студентов университета.

В 1969 г. на основе лаборатории ИК-излучений СФТИ при ТГУ создается первый в Томске академический институт – Оптики атмосферы.

Сейчас в ТГУ есть кафедры по профилю всех академических институтов Томска, а в академических институтах Томска и Новосибирска – филиалы кафедр ТГУ.

Мы прекрасно осознаем, что нет таких понятий: наука университетская, академическая, отраслевая. Наука – единая сфера человеческой деятельности, поэтому можно говорить только о ее отраслевых организационных формах и, может быть, об ориентации деятельности, т.е. о секторах науки.

Поэтому исключительно важную роль для развития университета играют интеграционные связи с академическими институтами СО РАН и СО РАНМ, что и позволило нам уже в течение 7 лет выполнять крупный проект ФЦП «Интеграция науки и образования» – проект «Академический университет», в рамках которого отлажено проведение совместных фундаментальных исследований и подготовка кадров XXI века с 24 академическими институтами Томска, Новосибирска, Бийска, Москвы, Дубны.

Итак, миссия классического университета заключалась и заключается в проведении научных исследований и подготовке на этой базе научно-педагогической элиты, конечно же элиты не в смысле «обслуживания» элитарной части общества, а в воспитании творчески мыслящих, энциклопедически образованных и культурных специалистов, подходящих ко всем явлениям и процессам, к задачам и проблемам в своей профессиональной деятельности с позиций исследователя, находящих верные решения в непростых реалиях действительности, т.е. специалистов с элитарным образованием. Казалось бы, что все ясно.

Но никогда не существовало какого-то единственно незыблемого представления о том, каким должен быть университет. Думать о том, что такое представление существует – это неправильный подход и опасная идеология.

Сегодня мы все являемся участниками коренной трансформации общества, прежде всего в сфере экономики, и для реального воплощения в жизнь исторической миссии университета необходимы новые подходы и новые организационные формы.

Определяющими категориями развития экономики, социальной и общественной жизни в сегодняшнем мире являются знание и информация (подобно тому, как в индустриальном обществе таковыми являлись труд и капитал).

Пример развитых стран показывает, что доминирующей тенденцией их развития является ориентация на знание как системообразующую основу рыночной экономики, что и обусловливает бурное развитие тех отраслей промышленности и бизнеса, в которые осуществляется трансфер новых наукоемких технологий на основе инновационных подходов.

Конечно же, деятельность в этом направлении является важным развитием миссии университета, который должен активно сотрудничать с обществом на основе реализации академического потенциала в области науки и образования, активно развивать инновационные подходы и технологии во всех сферах своей деятельности, обеспечивать опережающую подготовку специалистов XXI века, в рамках Программы модернизации поднять уровень образования и расширить его доступность. Этому есть много примеров в ТГУ, но за недостатком времени я отсылаю к многочисленным юбилейным материалам, в частности, к публикации в газете «Поиск».

В этой связи обязательно необходимо отметить, что в настоящее время в Томске усилиями областной и городской властей, всего научно-образовательного сообщества осознана идеология инноваций в науке и образовании, и можно говорить о наличии целенаправленной и системной программы действий.

И, конечно же, не случайным является присвоение по представлению университета Министром образования звания «Почетный работник высшего профессионального образования» губернатору Томской области В.М.Крессу, председателю Государственной думы Томской области Б.А.Мальцеву и мэру города Томска А.С.Макарову.

Сегодня, в день юбилея, можно констатировать, что вот уже на протяжении 125 лет Томский университет по основным принципам своей деятельности функционирует как классический университет исследовательского типа с системой образования, сочетающей учебный процесс на базе фундаментальных научных исследований и удовлетворение духовных потребностей личности, университет, участвующий в решении сложнейших проблем современности, университет, принявший вызов времени.

Свою историческую миссию наша Alma Mater выполняет достойно. Университетом подготовлено около 100 тысяч высококвалифицированных специалистов, в его стенах учились или работали свыше 100 членов РАН и РАМН, свыше 150 лауреатов высших национальных научных премий, 2 лауреата Нобелевской премии. На 20 факультетах обучается 23 тысячи студентов, около 800 аспирантов и докторантов. В штате университета свыше 300 докторов и около 700 кандидатов наук, функционируют 25 диссертационных советов, из них 18 докторских, в среднем ежегодно защищается 20 докторских и 80 кандидатских диссертаций. Научный потенциал университета характеризуется 14 грантами государственной поддержки ведущих научных школ, за последние 5 лет выполнено свыше 500 грантов РФФИ и РГНФ, выполняются крупные проекты НФПК, Президентской программы подготовки управленческих кадров, целый ряд международных проектов с ведущими университетами мира, Фондами Карнеги, Макартуров, Сороса, CRDF, Евразия и другими. За последние 5 лет 24 ученых ТГУ стали лауреатами Государственных премий в области науки и образования, 8 молодых ученых удостоены медалей и премий Российской академии наук.

Заслуги Томского университета отмечались высокими наградами: в 1967 г. – орденом Трудового Красного Знамени, в 1980 г. – орденом Октябрьской революции; в 1978 г. орденом Трудового Красного Знамени награжден СФТИ при ТГУ.

Указом Президента РФ № 30 от 15.01.98 г. Томский университет внесен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ, а 8 августа 2003 года Президент РФ издал Указ № 930 «О праздновании 125-летия Томского университета».

Уважаемые коллеги! Заканчивая свой доклад, я хотел бы особо подчеркнуть, что моей целью не было стремление выпятить, учитывая юбилейный характер мероприятия, заслуги Томского университета, а прежде всего воздать должное нашим выдающимся предшественникам и современным созидателям университета. Нам есть у кого поучиться и на кого равняться – это наши выдающиеся университеты из Москвы и Санкт-Петербурга; но и, возможно, молодые сибирские и другие университеты могут взять лучшее у нас. Кстати, из первых 9 российских Императорских университетов XIX века на сегодня в России осталось только 4: Московский, Санкт-Петербургский, Казанский и Томский. Все российские университеты связаны незримыми узами общности принципов, целей и задач, а разделяют нас всех только лишь промежутки на хронологической шкале и географическое положение. И хочется закончить доклад замечательной фразой Тита Лукреция Кара: «И вечно одно зажигать будет светоч другому».


Россия, 634050, г. Томск, пр. Ленина, 36,
тел. (3822) 52-98-52, факс (3822) 52-95-85,
e-mail: rector@tsu.ru